Неочевидные ошибки, которые стоили сайту 10% трафика или Почему важно мониторить данные аналитики регулярно
Автор кейса: Евгений Гнедаш, SEO специалист в агентстве
Клиент: ДЕКА, магазин часов №1 в Украине.
Проблема
Проседание трафика на сайте — это всегда неприятная новость и для бизнеса, и для SEO-специалиста. С этим мы и столкнулись в ADINDEX. Просматривая данные аналитики заметили негативную динамику трафика по сайту — за неделю потеряли 10% органического трафика:
Средняя позиция сайта в поиске Google при этом снизилась на 20%:
Поверхностная проверка не дала ответа на вопрос о том, почему трафик просел. Понимая, что ничего просто так не происходит, мы решили копнуть поглубже.
Задача: поиск причины
Мы начали прорабатывать одну гипотезу за другой. В итоге поняли, что некоторые причины, о которых мы сразу подумали, были неактуальными.
Например, вот такие:
- Сезонность. Проект ДЕКА мы ведем уже не первый год и знаем статистику прошлых лет. Сезонность здесь была ни при чем.
- Обновление поисковых систем. В 2021 году в период с апреля по сентябрь Google порадовал нас шестью обновлениями, хотя обычно их выходит не более двух-трех в год (по данным сервиса www.rankranger.com). При этом мы наблюдали стабильный рост от месяца к месяцу, поэтому посчитали, что апдейты не были причиной проседания трафика.
- Ручные санкции. Анализ отчетов в Google Search Console не показал каких-либо санкций со стороны поисковых систем или вирусов на сайте.
- Технические ошибки сайта. Технический аудит не выявил критических ошибок, которые могли бы повлиять на динамику трафика.
Причина оказалась технической. Причем проблема была не на самом сайте, а на его тестовой версии.
Евгений Гнедаш
Зачем нужен тестовый сайт? Как понятно из названия, он создается для того, чтобы заранее протестировать обновления на основном сайте и предотвратить ошибки. Дополнительно тестовый сайт может стать заменой основному сайту, если на нем возникают проблемы. Например, для восстановления утерянных данных.
Создание тестовых сайтов — обычное дело в сайтостроении, однако важную роль здесь играет правильная оптимизация тестовой среды.
Когда мы анализировали обратные ссылки, в отчете Google Search Console заметили большое количество явно спамных ссылок. Это было подозрительно:
Как оказалось, поисковая система проиндексировала тестовый сайт, из-за чего в индекс попало 2120 страниц. Это и привело к большому количеству дублей страниц:
Как так получилось, остается загадкой, поскольку тестовый сайт все это время был закрыт от индексации. Но результат на лицо — 10% потерянного трафика.
Решение
Мы попросили разработчиков:
- Закрыть тестовый сайт от индексации по IP и предоставлять доступ к нему только по паролю. Способ закрытия по IP — самый надежный. Таким образом бот поисковой системы точно не получит доступ к сайту и не проиндексирует его.
- Также мы отклонили ссылки с тестового сайта с помощью инструмента Disavow Tools, чтобы поисковая система не учитывала их.
Результат
Спустя три недели тестовый сайт почти полностью выпал из поисковой системы. По состоянию на 12 октября 2021 года в индексе оказалось 50 страниц:
Трафик на сайт восстановился и мы увидели положительную динамику:
Выводы
Смотрите в аналитику как можно чаще. Так у вас будет возможность сразу замечать любые изменения по сайту и своевременно на них реагировать.
Анализируя причины проседания трафика, нужно прорабатывать все варианты. Иногда банальные вещи могут быть не самыми очевидными.
Если у вас есть тестовый сайт, обязательно закройте его от индексации и лучше это делать путем ограничения доступа по IP адресу. Таким образом вы сможете избежать появления дублей страниц сайта в индексе.